Ядро пьянства. Часть 1.
Ядром пьянства является патологическая потребность в опьянении. Это та внутренняя сила, которая заставляет человека напиваться. Ее существенные признаки таковы. Мысли о желательности выпивки. Оживление в предвкушении пьянки. Трудность или невозможность отказаться от выпивки при угощении (хотя планы были другие). Гнев и дискомфорт при необходимости отложить выпивку, когда к ней уже все готово. Нетерпение, подстегивание других к началу выпивки. Привлекательность больших доз алкоголя «все или ничего», «пить, так пить» . Утрата чувства меры («думал, выпью немного, но почему-то напился» . Провалы в памяти после пьянки. Желание опохмелиться. Постоянная готовность к выпивке(«всегда готов»
Для того чтобы человек перестал пить, нужно убрать потребность – тягу к спиртному. Все существующие методы стремятся сделать именно это. Таблетками, уколами, гипнозом, психотерапией, чудо-капсулами и прочим.
Спросите любого знакомого не пьющего много лет, как часто он хочет выпить и как он это терпит? Он скажет вам, что никогда даже не думает о выпивке. При этом метод лечения мог быть любым. Поэтому единственный достоверный признак отсутствия алкогольной поребности – когда человек не только не пробует спиртное, но не хочет даже и думать о выпивке.
Патологической потребность в опьянении становится не сразу. Начинается всё в детстве, когда каждому из нас прививается необходимость и нормальность употребления спиртного. Предложите сыграть во взрослый день рождения трехлеткам. Вы увидите ритуал выпивки. Обязательный компонент веселья и праздника. Они будут наливать, чёкаться, выпивать и прочее.
Затем происходит физическое знакомство с действием алкоголя. Кому-то такое знакомство нравится, кому-то нет.
Эта индивидуальная потребность вначале однофазна. Она начинается и заканчивается(удовлетворяется) желанием выпить. Пока она такая, удовлетворение спиртным наступает от любого его количества. Стопки, бокала пива или вина. В наркологии такую потребность называют первичным влечением. Оно имеет сугубо психологическую природу. Это первичное влечение воплощается в специфических мотивах поведения.
1. Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.
2. Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации является неспособность отказаться от предлагаемого кем - нибудь приема алкоголя. При этом выдвигаются различные оправдательные причины, как, например, "неудобно", "не хочу обидеть хороших людей" и др. Мотивация отражает выраженную тенденцию к подчинению, зависимости от мнения окружающих.
3. Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, кайф - эффекта, получения удовольствия в широком смысле этого слова.
4. Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь потребляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя. Притягательным свойством алкоголя является возникновения субъективного состояния повышенного тонуса, сочетающееся с повышенной самооценкой.
5. Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокультурной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя. Характерны стремление к демонстративности, желание показать "изысканный вкус", произвести впечатление на окружающих редкими и дорогостоящими алкогольными напитками. Эта мотивация обычно сочетается с другими аддиктивными мотивациями и связана со стремлением компенсировать комплекс неполноценности.
- bora
- 23.11.2024
- 3323